раздел в разработке, но основное готово
Бизнес-процесс: Обслуживание на кассе
Цель
Обеспечить быстрое, точное и вежливое обслуживание клиентов, сделав процесс покупки удобным и приятным. Создавать позитивное впечатление о магазине через эффективное выполнение кассовых операций и внимательное отношение к каждому покупателю.
Шаги и процедуры
1. Подготовка к началу смены
- Запуск программы учета
- Пересчет наличности и заполнение кассового журнала
- Провести пересчет наличных денежных средств в кассе.
- Передать директору магазина используя Telegram следующую информацию:
- Дата предыдущей смены.
- ФИО кассира.
- Количество купюр и монет.
- Прочие выплаты, если они имели место (инкассация, авансы, авансовые выплаты на приобретение материалов и другие)
- Заполнить кассовый журнал, указав количество купюр и монет в кассе, расходы, инкассацию.
- После подготовки рабочего места начинается параллельный процесс надувка воздушных шаров
2. Обслуживание клиента
- Приветствие покупателя:
- Вежливо поприветствовать клиента.
- При необходимости помочь с выбором товаров, уточнить нужное количество.
- Если покупатель нуждается в помощи с товаром, но на кассе сформировалась очередь, вежливо направить к свободному консультанту или используя Telegram позвать консультанта со второго этажа, сообщив покупателю об этом.
- Если покупатель организация и запрашивает «закрывающие бухгалтерские документы», то перенаправить покупателя консультантам на второй этаж для оформления продажи организации.
- Создание документа продажи
- Для оформления продажи в программе создается документ Чек:
- При использовании интерфейса кассира документ Чек создается автоматически при открытии программы и при пробитии (закрытии) предыдущего чека. Дополнительных действий для его создания не требуется.
- Предложить покупателю пакет для товаров, если это уместно.
- Наполнение документа товарами
- Добавить товары с помощью сканера штрих-кодов сканируя ценник либо штрих-код товара.
- В случае отсутствия штрих-кода (или его повреждения) провести поиск товара вручную:
- В таблице товаров нажать Insert или F12 и ввести код товара.
- При отсутствии кода найти товар по наименованию одним из способов:
- Используя форму «Поиск товаров по складам»
- Поиск в форме подбор товаров (правая верхняя кнопка с изображением корзины) > в поле «отбор» вписать фрагмент наименования товара
- Проверить товар: Убедиться, что товар соответствует сканируемому. При ошибке, удалить товар в документе и сканировать штрих-код или код еще раз, или добавить товар вручную.
- Проверить цену: Убедиться, что цена на товар в программе соответствует цене на ценнике.
- Сканировать маркировки: Если товар подлежит маркировке (например, обувь, одежда, вода, соки, велосипеды), сканировать этикетку с маркировкой.
- Важно! В момент сканирования маркировки в программе должна быть выделена строка товара сканируемой маркировки.
- После сканирования маркировки программа подвисает, отправляя код маркировки на сервер проверки «Честного знака»
- Разрешительный режим онлайн-проверки: После сканирования маркировки программа приостанавливает работу, отправляя код маркировки на сервер системы «Честный знак» для проверки. Действия при неудачной проверке маркировки:
- Немедленно остановите оформление продажи!
- Убедиться, что сканирование выполнено корректно и что на товаре действительно соответствующая маркировка. В случае сомнений или ошибок в сканировании, выполните повторную проверку или попросите помощи коллег.
- Объясните покупателю ситуацию с возможной проблемой маркировки, предложите альтернативное решение (например, замену или другие варианты).
- Если продажа товара действительно запрещена по данным системы маркировки, заберите товар у покупателя и удалите его из документа.
- В конце смены передайте товар руководителю для расследования причин.
- Отметка личных продаж и услуг
- Если рядом с ценником есть «этикетка консультанта», сканировать ее.
- Указать исполнителя в случае оказания услуг, например надувка шаров гелием.
- Это привяжет продажу или услугу к консультанту и заслуги повлияют на KPI сотрудника
- Регистрация клиента
- Уточните у клиента, участвует ли он в программы лояльности ОКи. Если у покупателя есть регистрационная карта или приложение ОК, отсканируйте карту или QR-код в приложении.
- При отсутствии регистрации, предложите оформить участие в программе
- Для регистрации клиенту нужно установить приложение, сканируя QR код с пямятки или найдя в Google Play по имени «Детский торговый центр ОК» и авторизоваться
- Тем временем создайте в программе учета карточку клиента
- Если у покупателя есть регистрационная карта или регистрация в приложении ОК, то сканируйте карту или QR в приложении OK
- Cканируйте QR приложения OK в документ Чек
- Акции
- ОКи начисляются только на товары не участвующие в акции
- Оплата
- Озвучьте итоговую сумму, предложите способы оплаты и соответствующе оформите:
- Наличными: Принять деньги, выдать сдачу.
- Банковской картой: Предложить провести оплату картой через терминал. Убедиться, что оплата прошла успешно.
- ОКами: Попросить покупателя предоставить регистрационную карту или QR в приложении ОК или документ удостоверяющий личность
- Подарочный сертификат: Сканировать один или несколько сертификатов.
- Смешанная оплата: Комбинация наличных, банковской карты, подарочных сертификатов и «ОКов».
- через QR код.
- В случае оплаты подарочным сертификатом чек не выдается, поскольку продажа уже была зафиксирована при поступлении оплаты за сертификат.
- В случае продажи за ОКи чек выдается без учета суммы ОКов. Если была доплата, она указывается в чеке, но оплата ОКами считается подарочной и не является прямой оплатой товара.
- Озвучьте итоговую сумму, предложите способы оплаты и соответствующе оформите:
- Вручение чека и упаковка товаров:
- Передать покупателю товар в пакете и чек.
- Если покупатель просит товарный чек, используя кнопку «печать» отправить на печать текущий чек либо выбрать из журнала предыдущие:
- Обязательно поблагодарите покупателя за покупку, предложите вернуться в магазин. Например, «Спасибо за покупку, приходите к нам снова!».
- Если покупатель благодарит, обязательно ответьте «Спасибо Вам!».
- Исключительные ситуации:
- …. позже опишу тут про обслуживание детей
- и еще что мож…
3. Операции по возврату и обмену
Возврат или обмен товара включает два этапа, описанных в отдельных разделах сайта
- Этап работы с клиентами: общение с покупателем и проверка условий возврата или обмена выполняется консультантом.
- Этап оформление в программе: регистрация операции в программе учета выполняется кассиром
4. Мерчендайзинг в прикассовой зоне
- Пополнение товарных запасов:
- В течение кассовой смены, в перерывах между обслуживанием покупателей, пополняйте прилавки и витрины прикассовой зоны из складских остатков.
- Регулярно проверяйте наличие товаров на полках и витринах. При необходимости заменяйте или дополняйте ассортимент для обеспечения наличия востребованных позиций.
- Поддержание чистоты и порядка:
- Обеспечить поддержание чистоты на рабочем месте, включая прилавки, стеллажи и зону у кассы.
- После приемки товара упаковывать картонные коробки и контролировать своевременный вынос картона и мусора с территории торгового зала.
6. Закрытие смены
- Подсчет наличности в кассе
- В конце смены подвести выполнить пересчет наличности
- Закрытие кассовой смены
- Закрытие программы
- Завершить работу в кассовой программе, сохранить отчет о выручке.
- Закрыть программу учета.
- Наведение порядка
- В конце смены, очистить урны с чеками, а также убедиться, что мусор и упаковка были вынесены.
- Убедиться, что рабочее место передается следующей смене в чистом и опрятном виде.
- Проверить наполненность витрин и стеллажей ассортиментом для передачи другому кассиру
Примечания и рекомендации
- Внимательность к клиенту: Важно быть дружелюбным и вежливым. При затруднениях покупателя (например, ошибки карты) кассир обязан предложить помощь.
- Работа с ошибками: В случае неправильного сканирования товара или ошибки в программе кассир должен исправить данные до завершения покупки.
- Контроль за кассой: При возникновении сбоя в программе или терминале кассир должен сообщить о проблеме ответственному лицу.